Правильно страхуйте груз
Анкета на страхование грузоперевозок


Правильно страхуйте груз

Так сложилась ситуация, что многие предприятия в силу экономии денежных средств не хотят страховать грузы, надеясь, что никаких эксцессов при транспортировке не случится и все «пройдет гладко». Такой подход слишком рискован, поскольку в случае различных, как непредвиденных, так и вполне предполагаемых обстоятельств, потеря товара – это утрата немалой суммы и ощутимый удар по бюджету предприятия. Поэтому, страховка груза, как самый надежный способ снижения риска при перевозках, обязательно должна быть включена в перечень запланированных мероприятий. Причем руководство предприятия, как сторона, наиболее заинтересованная в сохранении капитала, должно точно знать, от какого риска и по каким критериям нужно застраховать свой груз.

Первое, что нужно сделать – это заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на проведение данного вида деятельности. И сделать это можно только до того, как машины с товаром тронутся с места, т. е. до начала транспортировки груза. Договора бывают нескольких видов и напрямую зависят от маршрута перевозки и типа груза.

Кроме лицензий и прочих нормативов каждая страховая компания руководствуется таким документом, как правила страхования, которые разработаны и предоставлены самой компанией. И, так как все страховые компании создают этот документ, опираясь на его аналог (в некотором роде первоисточник) разработанный ICC (Institute Cargo Clauses – Институт лондонских страховщиков), их правила страхования немногим отличаются друг от друга.

Итак, в данном «собрании» правил практически всегда можно увидеть:
•  описание всех типов договоров, которые можно заключить с компанией;
•  список страхуемых рисков, соответствующих каждому виду договора в частности;
•  правила, регулирующие порядок возмещения ущерба;

При перевозках в пределах страны за ее границами в правилах страхования используется различная терминология, дабы на территории иного государства не возникли разногласия. Так, в первом случае остаются в силе термины местной страховой компании, а во втором – термины ICC.

Терминология страхования
Бордеро –
приложение к договору с перечисленными подробностями всех поставок, к которым относится страховой договор: объемы, сроки и т. д.
Страховой случай – обстоятельство или ситуация, при котором, согласно страховому договору, страховщик обязан возместить страхователю убыток, т. е. выплатить страховку.
Страховщик – компания, которая является юридическим лицом, осуществляющая деятельность по страхованию, имеющая лицензию на проведение соответствующего вида деятельности.
Страховая премия – премия, которую вносит страхователь за то, что в случае наступления страхового случая, страховщик берет на себя ответственность по возмещению ущерба. Размер страховой премии зависит от типа груза и маршрута перевозки, а также, способа транспортировки. Главным критерием для расчета является стоимость перевозимого груза, которая указана в накладной или прайс-листе производителя.
Страхователь - юридическое или физическое лицо, которое прибегает к страхованию личных интересов и заключает со страховщиком надлежащий договор, в котором оговорены все права и обязанности каждой стороны.
Регресс – право страховщика на взыскание причиненного убытка с виновного в создании страхового случая. Это право вступает в силу после выплаты страхователю надлежащей страховки.
Сюрвейер – эксперт, устанавливающий, на сколько условия страхового договора соответствуют условиям предмета страхования (перевозки и т. д.). Сюрвейером может являться как работник страховой компании, так и совершенно независимый человек, имеющий соответствующую лицензию.

Франшиза
Франшиза представляет собой положение, при котором со страховщика снимаются обязательства по выплате страховки и возмещению убытков в том случае, если общая сумма ущерба не превышает оговоренную страховым договором величину. В договоре она может выражаться как в денежных единицах, так и в процентном соотношении. К примеру, если франшиза составляет 200 у. е., то при убытках менее этой суммы возмещение убытка произведено не будет.
Существует два вида франшиз:
•  условная: при этом убыток возмещается в полном объеме;
•  безусловная: убыток возмещается за вычетом стоимости франшизы.

Типы договоров и их различия

Договор с ответственностью за все риски.
При заключении такого договора страховая компания обязуется полностью возместить ущерб при любых повреждениях или гибели груза. Если причина, по которой произошло повреждение не входит в перечень исключений, описанных в правилах страховки, получение положенной компенсации гарантировано.

Договор с ответственность «за частную аварию».
Данный договор отличается от предыдущего лишь набором причин, в случае которых убыток будет возмещен.

К ним относятся:
  бедствие;
•  бесследная пропажа транспорта перевозки;
частная авария;
•  кража груза (только в некоторых страховых компаниях).

Договор с ответственностью исключительно в случае крушения.
Страховщик берет на себя ответственность толь за гибель груза. И только в случае крушений, аварий, кражи или пропажи транспортного средства, перевозящего груз. То есть, если ваш товар будет просто поврежден, страховку вы не получите, а если он сгорит, утонет и т. п., страховая компания возместит ущерб.

Помимо вышеизложенных причин некоторые страховые компании предоставляют страхование рисков, не связанных с физическим повреждением груза. Так, можно заключить страховой договор на тот случай, если вам не поставили товар либо поставили, но совершенно не в тех объемах и комплектации, которые были предусмотрены договором с поставщиком. В таких случаях вам будет возмещен ущерб, а все дальнейшие разбирательства с нарушителем (недобросовестным поставщиком) берет на себя страховщик.

Например, компания-покупатель заключила договор с компанией-продавцом на покупку определенного товара с предварительной 100 % предоплатой. При этом по истечению месяца либо должен быть поставлен товар в полном объеме, либо произведен полный возврат предоплаченной суммы. Поскольку все риски были возложены на компанию-покупателя, она заключила страховой договор, по которому страховался не только груз, но и предпринимательский риск (на случай невыполнения компанией продавцом своих обязательств в соответствии с договором). Страховка груза обошлась в 0.5 % от стоимости груза. Страхование коммерческого риска варьируется от 1.5 % до 10 %. Учитывая, что в данном случае степень вероятности взыскания средств с виновного высока, уровень платы за страхование предпринимательского риска составил минимум, т. е. 1.5 %. В общей сложности, страховая премия, внесенная компанией-покупателем обошлась в 2 % товарной стоимости.

Страхование оправдало себя, так как вместо положенного объема товара компания-покупатель получила лишь 2/3. Компания-продавец сослалась при этом на некоторые проблемы с перевозкой. Предоставив претензии страховой фирме и недобросовестному продавцу, покупатель получил деньги за недопоставленный груз, минуя суд. При этом обязанность по взысканию данных средств с виновника полностью перешла на страховщика. Помимо этого, как это и было оговорено в страховом договоре, покупателю была выплачена страховка согласно страхованию недополученной ожидаемой прибыли.


 
© 2006-2008 "ПрестижЪ-консалтинг"

Rambler's Top100   

119421 Москва, 1-й Грайвороновский пр-д 20
Трой Бизнес Парк, офис 302
тел./факс: (495) 956-26-57
e-mail: info@pconsul.ru

Компания "ПрестижЪ-консалтинг"
входит в группу компаний "ПрестижЪ"
"ПрестижЪ-страхование" - классические виды страхования физическим лицам 
"ПрестижЪ-жизнь" - накопительные виды страхования, страхование от н/с физическим лицам